Польские перевозчики, которые блокируют три пункта пропуска на украинской границе, требуют возвращения разрешительного режима для украинских перевозчиков и сокращения количества разрешений до уровня, который был до полномасштабного вторжения РФ. Но Украина не намерена удовлетворять требования протестующих. Об этом на своей странице в Facebook написал председатель Государственного агентства восстановления и развития инфраструктуры Мустафа Найем.
«Украина не намерена даже обсуждать возвращение к разрешительной системе. Соглашение о либерализации грузовых перевозок было ратифицировано и согласовано всеми членами ЕС и подписано между Европейским союзом и Украиной, а не какой-то отдельной страной», — подчеркнул чиновник.
Он добавил, что главной причиной подписания Соглашения о грузовых перевозках автомобильным транспортом были нарушения Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Война только ускорила этот процесс.
«В 2016 году Украина имела квоту на 200 тыс. польских разрешений, а уже в 2021 году мы получили лишь 120 тыс. разрешений, при том, что общий товарооборот со странами ЕС вырос почти на 45%. Для полноты абсурда добавлю, что параллельно с тем польские коллеги пять лет подряд увеличивали соответствующие квоты для перевозчиков из РФ и Беларуси», — уточнил Мустафа Найем.
Поэтому польская сторона прямо нарушала права Украины, поскольку создавала условия, которые были хуже, чем те, которые существовали на момент вступления в силу Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Кроме того, такие действия соседей нарушают ст. 5 «Свобода транзита» Генерального соглашения по тарифам и торговле, к которому Украина присоединилась 5 февраля 2008 года и которая предусматривает свободу транзита через территорию каждой стороны по маршрутам, наиболее удобным для международного транзита.
Именно поэтому Украина еще осенью 2021 года обратились к Европейской комиссии с просьбой начать консультации. Фактически разрешительная система была искусственным барьером для осуществления свободной торговли, ограничивая не только двустороннюю торговлю, но и транзит наших товаров странами ЕС.
«И я очень надеюсь, что мы никогда не вернемся к этой позорной и дискриминационной практике, которая ограничивала нас в торговле с ЕС до широкомасштабной войны и может бить по нашей экономике сейчас, когда автомобильный транспорт — главная артерия нашего экспорта», — резюмировал председатель Государственного агентства восстановления и развития инфраструктуры.