Через месяц после того, как первое судно прошло по новому судоходному коридору в Черном море вопреки угрозам России, из Украины непрерывным потоком хлынули зерно и металлы.
По данным агентства «Bloomberg», с середины сентября в порты Одесской области зашло более 30 судов. По словам Дмитрия Соломчука, депутата комитета по сельскому хозяйству украинского парламента, на этой неделе их грузы составили около 1 млн. тонн зерна.
Это свидетельствует о том, что рискованная ставка Киева носит не просто символический характер и он возвращает себе контроль над торговлей из своих черноморских портов.
Украина создала свой временный маршрут из портов Большой Одессы после того, как в июле Россия вышла из соглашения о безопасном коридоре, поддержанного Организацией Объединенных Наций и Турцией. Первоначально судовладельцы опасались работать там, поскольку Россия угрожала рассматривать любые суда, идущие в Украину, как потенциально перевозящие оружие.
Тем не менее, хотя количество судов растет, присущие им риски остаются неизменными.
«Это по-прежнему опасно и очень рискованно», — говорит генеральный директор компании «Украгроконсалт» Сергей Феофилов. «Этот новый альтернативный коридор увеличит экспорт Украины, но насколько он будет значимым, посмотрим», — добавил он.
В среду президент Владимир Путин во время визита в Китай заявил, что российские самолеты, оснащенные ракетами «Кинжал», будут патрулировать нейтральную зону над Черным морем, не уточнив их назначения.
Украинские фермеры находятся в самом разгаре уборки урожая, и даже в условиях войны урожай оказался больше, чем ожидалось, что делает это время крайне важным для экспорта. По словам Соломчука, если поставки не возобновятся, то уже через несколько недель страна столкнется с проблемой нехватки зерна.
Согласно расчетам «Bloomberg», сделанным на основе данных «Marine Traffic», суммарная грузоподъемность 32 судов, заходивших в порты Украины в течение месяца с 16 сентября, составила около 1,4 млн. тонн. Это примерно соответствует объему поставок по поддерживаемому ООН и Турцией коридору в первый месяц его работы, но все же составляет лишь треть от объемов, которые проходили по этому маршруту, когда он работал наиболее эффективно.