Опубликовано 31.05.2023

Отключение света, обстрелы предприятий и неопределенность. Полномасштабное вторжение России изрядно отразилось на химической промышленности Украины.

 

Даниил Гетманцев, глава налогового комитета Верховной Рады: «Химическая отрасль в период войны пострадала, больше всего. В то же время мы видим в химической отрасли большие перспективы».

 

После начала полномасштабной войны в Украине продолжили работать только два крупных химических завода — черкасский «Азот» и «Ровноазот». Главный клиент и потребитель продукции химиков – аграрии. Фермерам просто не получить больших урожаев без удобрений: фосфора, калия и в основном азота.

 

Это крупнейшее химическое предприятие на западе Украины. Вот уже более полувека здесь производят минеральные удобрения.

 

Владимир Коваленко, главный инженер ЧАО «Ровноазот»: «Мы все понимали, что если не произвести минеральные удобрения, то действительно посевная будет сорвана. В прошлом году мы произвели белой обыкновенной селитры 290 тысяч тонн и известково-аммиачной 220 тысяч тонн. В этом году за четыре месяца, почти уже 5 месяц заканчивается, произвели 190 тонн белой селитры обыкновенной и известковой селитры около ста тысяч тонн».

 

Ровенские химики работали даже тогда, когда оккупанты атаковали энергетические объекты и в Украине целые города подолгу сидели без света. Запускали свои мощные генераторы, чтобы их хватило всем аграриям. Нынешняя весенняя посевная уже подходит к завершению, самое время устроить на предприятии капремонт. Чтобы запустить производство минудобрений на осень. В течение короткой паузы в работе – для аграриев на складах еще достаточно остатков продукции. Те, кто хотят купить дешевле – покупают летом, в низкий сезон, говорят на заводе.

 

Владимир Коваленко, главный инженер ЧАО «Ровноазот»: «Перед остановкой этого цеха и всего предприятия было зафасовано 5 тысяч продукции в бегах и тысячу тонн продукции в маленьких мешках. В основном это будет отгружено согласно контрактам, которые на сегодняшний день заключены и аграрии ждут, когда они вывезут данную продукцию».

 

Сергей Козачок, начальник цеха сложных минеральных удобрений ЧАО «Ровноазот»: «Как вы можете видеть, это идеальная гранула известняко-аммиачной селитры, в которой есть минерал кальция и минерал магния».

 

А это известняково-аммиачная селитра – наиболее востребованные удобрения в Европе.

 

Сергей Козачок, начальник цеха сложных минеральных удобрений ЧАО «Ровноазот»: «Преимущества нашего продукта в том, что она, во-первых, не взрывоопасная селитра, позволяющая ее экспортировать в страны Евросоюза. Также в том, что он имеет микродобавки кальция и магния. И третье – это то, что она предотвращает раскисление почв. Это те почвы, которые у нас преимущественно в Полесье».

 

Владимир Коваленко, главный инженер ЧАО «Ровноазот»: «За прошлый год мы в бюджеты разных уровней перечислили 205 миллионов гривен, в этом году – 160 миллионов гривен. За прошлый год мы перечислили миллион сто гривен, в этом году 890 тысяч, почти миллион гривен, мы перечислили в разные фонды, обеспечивающие наших бойцов для скорейшей победы».

 

Евгений Хуриленко, руководитель «Ostchem retail»: «Мы провели общую, очень успешную посевную в этом году. Очень активизировались фермеры. Многие покупали удобрения. И мы выполнили наши обязательства на 100%. Мы почти все цепи отстроили по логистике. Мы поставляем удобрения по всей стране даже на деоккупированные территории».

 

В то же время специалисты отрасли констатируют: в Украине до сих пор можно найти удобрения из государства-агрессорки. С маркировками других, дружественных к кремлю стран.

 

Олег Арестархов, директор по корпоративным коммуникациям «Group DF»: «Официально эти удобрения заходят через такие азиатские страны как Казахстан, Туркменистан, Грузия. Но мы знаем, что удобрения из России везутся, упаковываются и сюда уже везутся».

 

Даниил Гетманцев, глава налогового комитета Верховной Рады: «Могут возникать ситуации, когда по поддельным документам из другой страны российское удобрение может завозиться в Украину. И таким ситуациям нужно противодействовать, ведь в Украине запрещен любой экспорт из России. Это минеральное удобрение может поставляться в любую страну, например в Турцию, там меняется страна происхождения, и мы получаем удобрение, как из Турции».

 

Впрочем, последние геополитические дебаты относительно зернового соглашения доказали, что Украина имеет большое значение на глобальной продовольственной карте. Наши фабрики работают. Они конкурентоспособны в мире. И это важный вклад в экономику Украины.

 

Олег Арестархов, директор по корпоративным коммуникациям «Group DF»: «Сегодня химия занимает около 4 процентов ВВП. И мы считаем, что потенциал роста – до 10 процентов ВВП. Это ключевая отрасль, и мы надеемся, что она выстрелит. Она будет развиваться, потому что у Украины очень сильный аграрный сектор».

 

Дмитрий Гордейчук, руководитель проекта «Инфоиндустрия»: «Мы видим, что рынок стабилизируется. И слава богу. Заводы на Украине выстояли без государственных субсидий во время войны, платили налоги и работали. Украинские аграрии получают более дешевые удобрения, чем европейские Мы можем ожидать лучшей ситуации с обеспечением удобрений на осень и точно гораздо лучшую ситуацию и с ценами на весну».

 

Благодаря работе химиков, рынок удобрений может вернуться на довоенный уровень уже до конца года.

 

Источник «Подробности»